Архитектурный комплекс "Сосновая Поляна"
Главная | Программу реновации хрущевок могут заморозить - Форум | Регистрация | Вход
Четверг
23.11.2017
21:26
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » О Сосновой Поляне » Реновация квартала 1-5 Сосновая поляна » Программу реновации хрущевок могут заморозить (Программа превращается в банальную уплотнительную застройку)
Программу реновации хрущевок могут заморозить
borisДата: Пятница, 07.12.2012, 20:11 | Сообщение # 1
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 43
Репутация: 0
Статус: Offline
Программу реновации хрущевок могут заморозить
Депутаты ЗакС обратятся к губернатору Георгию Полтавченко с просьбой [b]приостановить реализацию закона «Об адресной программе «Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге». [/b]Соответствующий проект постановления сегодня единогласно принят Комиссией по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам ЗакС.
По мнению депутатов, практика реализации закона о реновации не соответствует его целям и задачам и вступает в противоречие с его положением об улучшении социальных условий проживания всех жителей кварталов, попавших под реновацию. По словам главы Комиссии Сергея Никешина, программа все больше превращается в банальную уплотнительную застройку.
В частности, в квартале 7-17 Сосновая Поляна в результате строительства 3 новых домов будет уничтожен сквер и детская площадка, что ухудшит условия проживания граждан, чьи дома не попали в программу. В квартале 10 Колпино не предполагается стрЖилые дома в квартале 1-5 Сосновая Поляна требуют всего лишь выборочного капитального ремонтаоительство объектов социальной инфраструктуры. , а в квартале в Пушкине – сноса нескольких деревянных домов.
Поэтому депутаты просят приостановить программу реновации и провести детальный анализ всех утвержденных проектов планировки и внести в них соответствующие изменения.
22.03.2012 14:15 | Источник БН.ру
http://www.bn.ru/news/2012/03/22/90843.html?from=main

Добавлено (22.03.2012, 21:27)
---------------------------------------------
Депутаты наступили на горло реновации
22 марта 2012, 19:11 | Антон Арсеньев
Депутаты петербургского парламента решили попросить губернатора приостановить реализацию закона о реновации. По их мнению, во многих кварталах "развитие застроенных территорий" обернется обычной уплотнительной застройкой. Если Георгий Полтавченко внемлет просьбе парламентариев, многомиллиардный проект будет заморожен, а 150 тысяч человек не переедут в новое жилье.

Если Полтавченко прислушается к совету депутатов, реновация "хрущевок" в городе будет "заморожена". Однако в "СПб Реновация" не захотели обсуждать подобный вариант развития событий. "Мы не будем комментировать такие странные вещи", angry biggrin cool - заявил директор по связям с общественностью компании Дмитрий Боголюбов.
По мнению директора центра экспертиз "ЭКОМ" Александра Карпова, обращение депутатов – "пока всего-навсего сигнал, что с программой реновации все не так благополучно, как это хочет представить сама компания и хотели бы представить пропагандисты этой компании в некоторых комитетах правительства". В программе реновации действительно содержится ряд серьезных просчетов. По закону в нее должны попадать многоквартирные дома, признанные аварийными, не соответствующие виду разрешенного использования или предельным параметрам зданий на данной территории, жилье типовой постройки 1958-1970 годов (собственно "хрущевки"), изношенные более чем на 70% и малоэтажная застройка, возведенная до 1966 года.
Однако жители домов, относящихся к последнему пункту (кварталы Нарвская Застава и Сосновая Поляна 1-5) решительно против переезда. И их можно понять: здания это вполне добротные. Поэтому правительством города до сих пор не согласованы проекты планировки данных кварталов. Как считает Карпов, эти микрорайоны вообще не следовало включать в программу.
Однако в кварталах Полюстрово 43 и Сосновая Поляна 7–17, по словам Карпова, уже проводилась уплотнительная застройка, а, значит, найти там исходное пятно будет проблематично. Не исключено, что для реализации программы будет вырублен ряд скверов. Кроме того, в кварталах сносятся не все дома: те, что не признаны изношенными или находятся в частной собственности, останутся. "Остающиеся дома препятствуют идеальной перепланировке квартала, - убежден Карпов. – И для них это часто превращается в уплотнительную застройку". cry cry cry
Но главной проблемой реновации, по словам эксперта, является даже не это. В законе никак не оговаривается, что делать с теми, кто не хочет переезжать в новый дом. Лишить человека недвижимости насильно нельзя, но даже один "отказник" сделает невозможным снос дома, а несколько – могут застопорить реновацию целого квартала. В такой ситуации инвестор может застроить свободное пятно, продать квартиры и отказаться от дальнейшей реализации проекта.
angry biggrin cool

http://www.neva24.ru/a/2012/03/22/Deputati_nastupili_na_gor/

Добавлено (22.03.2012, 21:49)
---------------------------------------------
Снос хрущевок в Петербурге остановят
Адресную программу «Развитие застроенных территорий» в Петербурге могут полностью пересмотреть: одни кварталы рискуют выпасть из реновации, другим светит переделка планировочной документации. Не исключен и крайний вариант развития событий – полная остановка программы.
Депутаты ЗакС намерены просить губернатора Георгия Полтавченко приостановить в Петербурге реализацию программы реновации и провести ее полную ревизию. Соответствующий проект постановления в четверг, 22 марта, был утвержден Комиссией по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам ЗакС. За документ единодушно голосовали все депутаты комиссии. В нее входят представители всех парламентских фракций. Это означает, что позиция – согласованная и особых проблем при утверждении такого постановления в ЗакС возникнуть не должно smile
Главный мотив реновационной перезагрузки – нужно разобраться соответствуют ли шаги реноваторов букве закона и не ущемляются ли права граждан, особенно тех, чьи дома не попали в реновацию. angry angry angry Ведь изначально городская программа «Развитие застроенных территорий в Петербурге» позиционировалась властями как улучшение условий проживания всех жителей квартала, попавшего под развитие. Но, по словам главы комиссии Сергея Никешина, опасения парламентариев, что «дух закона» будет извращен, оправдываются. Программа все больше превращается в банальную уплотнительную застройку. И ее реализация в нынешнем виде может привести к массовым протестам на всей территории Петербурга. angry cool happy
Например, в квартале 7-17 Сосновой Поляны под будьдозер идут сквер и детская площадка между тремя домами. Взамен построят три новых дома. Это ухудшит условия проживания граждан – для них реновация оборачивается уплотнением. cry angry surprised В квартале 10 Колпино не предполагается строительство новых объектов социальной инфраструктуры – нагрузка на существующие детсады, школы и поликлиники возрастет в несколько раз. Квартал 1-5 Сосновой Поляны и квартал в Пушкине, по мысли депутатов, вовсе нецелесообразно было включать в программу. В первом жилые дома требуют всего лишь выборочного капремонта,а в Пушкине достаточно снести лишь несколько деревянных домов. По словам депутата Ирины Комоловой, нарушения интересов граждан отмечены во всех «реновационных» кварталах Фрунзенского, Красносельского и других районов. По мнению депутата Сергея Антипова, два квартала в Колпино попали в программу ошибочно – первый уже расселен за счет бюджета, второй на 80% представляет собой незастроенные территории.

Добавлено (22.03.2012, 21:50)
---------------------------------------------
Поэтому парламентарии предлагают губернатору Георгию Полтавченко приостановить действие закона и проанализировать все утвержденные в рамках программы проекты планировок и межевания. «Районные комиссии по развитию застроенных территорий, куда уже делегированы депутаты, должны провести оценку всех ППТ. Если они не соответствуют закону, нужно принимать решение – вплоть до разрыва контракта города с инвестором», angry – уверен Сергей Никешин.
Инициатива депутатов заморозить программу идет в русле новой политики Смольного: после прихода Георгия Полтавченко началась масштабная ревизия всех крупных инвестпроектов, заявленных прежней администрацией. Она продолжается до сих пор. Осенью прошлого года появились и первые сомнения в отношении программы сноса хрущевок: вице-губернатору Сергею Вязалову не понравилось, что инвесторы больше заинтересовались освоением свободных пятен, нежели расселением жителей.
Реакция инвестора на демарш депутатов пока неизвестна: в пресс-службе «СПб Реновации» сообщили, что комментариев от руководства не будет. biggrin biggrin biggrin
22.03.2012 17:50 | Источник БН.ру
Автор: Александр Смирнов
http://www.bn.ru/articles/2012/03/22/90856.html?from=main

Добавлено (31.03.2012, 15:28)
---------------------------------------------
Жителям московских хрущевок предложат квартиры за МКАД
О судьбе панельных пятиэтажек и планах расселения их обитателей на встрече в «Комсомолке» рассказала замруководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы Валентина Логунова
НИКАКИХ БАШЕН
- Районы, где сносят хрущевки, превращаются в ужасные спальники. Вместо пятиэтажек, утопающих в зелени, появляются дома-башни с автостоянками, зелень вырубается, на ближайших улицах появляются пробки, потому как плотность застройки резко вырастает...
- [b]Причина в том, что до последнего времени расселением хрущевок занимались исключительно инвесторы. Они заключали с городом инвестконтракт и строили коммерческое жилье, отдавая 30 - 35% жителям сносимых домов. То есть проект был коммерческим[/b]. angry angry angry Сейчас более 90% хрущевок сносит уже сам город и новые дома строит за свой счет. Значит, на месте четырех хрущевок уже не вырастут четыре 22-этажные башни. Жилье будут строить исходя из нормативов: столько-то человек на квадратный километр территории. Уплотнительной застройки не будет. smile smile smile

- Дома снесли, а людей куда?!
- Жильцы, если захотят, могут получить денежную компенсацию, которую рассчитает независимый оценщик. А затем купить себе новое жилье там, где захотят. Могут они получить и муниципальное жилье, но в соседнем районе.
- А если человеку не понравится предложенный вариант, он может отказаться?
- Да. По закону мы обязаны предоставлять варианты до тех пор, пока человека все не устроит. Но если новое жилье предоставляется в его же районе, площадь соответствует нормам закона, то жилец обязан переселиться. Если он этого не делает - подаем в суд.
Появятся либо муниципальные дома, либо зеленые зоны, либо паркинги. В общем, то, что в Генплане записано. В городе есть восемь районов - например, «Аэропорт», - где вместо сносимых хрущевок не будет вообще ничего - там не предусмотрено строительство.

ПЕРЕЕЗД С ВЫГОДОЙ
- Приватизировать ли жителям хрущевок свои квартиры?
- При расселении факт приватизации никакой роли не играет.
- А стоит москвичам покупать квартиры в сносимых хрущевках? Раньше это было выгодно. Берешь маленькую и запущенную квартиру, а позже переселяешься в новую и большую!
- Финансово такой покупатель вряд ли сильно выиграет. Ведь новая квартира по своим параметрам все-таки не будет радикально отличаться от старой. dry cool happy

- А если, например, купить в хрущевке-коммуналке комнату и прописать в нее 3 - 4 человека? smile biggrin dry
- Вот и получите в новом доме комнату - в такой же коммуналке. Максимум - однокомнатную квартиру. biggrin cool surprised

А КАК ЖЕ КИРПИЧНЫЕ ДОМА?

- Были планы хрущевки несносимых серий модернизировать. В Восточной Германии, например, их надстраивают, утепляют фасады, и получаются вполне приличные дома!
- Москва тоже над этим думает. Старый жилфонд можно модернизировать - и жителей не переселять. Тем более что многие люди не хотят переезжать из своих старых квартир. smile dry cool

http://kp.ru/daily/25858/2825855/

Добавлено (02.04.2012, 18:45)
---------------------------------------------
Жителей хрущевок выселят за МКАД
Планы московских властей по расселению жителей предназначенных под снос пятиэтажек поменялись
04 августа, 02:34 | Аделаида СИГИДА
Правительство Москвы активно занимается пересмотром лужковского Генплана. О новых идеях, возникших в процессе пересмотра, в среду на пресс-конференции рассказал заместитель мэра по вопросам строительства Марат Хуснуллин.
Не сладко придется теперь жителям пятиэтажек. По лужковскому плану предполагалось, что на месте их домов будут построены современные многоэтажки, в которых жителям сносимых домов и предстояло получить квартиры.Однако теперь экономисты подсчитали, что такая схема приведет к увеличению плотности застройки, приросту населения в данном конкретном районе, и в итоге бюджету столицы придется нести дополнительную нагрузку по строительству инженерной и социальной инфраструктуры. Такие инвестконтракты "были просто невыгодны городу, biggrin cool smile несмотря на то, что Москва по ним должна получить определенную долю площадей, поэтому мэр поставил задачу рассмотреть возможность ликвидации таких пятиэтажек за счет города", – сообщил Марат Хуснуллин. На какую сумму будут отменены инвестконтракты на снос пятиэтажек и строительство на их месте нового жилья, biggrin dry smile пока не уточняется.
Таким образом, площадь застройки в пределах МКАД уменьшится, город избавится от излишней скученности, а бывшие жители хрущевок отправятся осваивать новые территории – которые, как пообещал Марат Хуснуллин, станут самыми современными в мире благодаря использованию новейших технологий строительства и эксплуатации.
По этим новейшим технологиям власти Москвы планируют застроить новые земли малоэтажными кирпичными жилыми домами. smile wacko smile Видимо, такая пертурбация не приведет к затратам на инженерную и социальную инфраструктуру, которую сейчас так боятся строить в центре.

http://www.utro.ru/articles/2011/08/04/990316.shtml

Добавлено (04.04.2012, 09:09)
---------------------------------------------
Реновация с вопросами
В петербургском парламенте озадачились проблемами программы реновации городских кварталов. Народные избранники считают, что адресную программу «Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге» необходимо скорректировать.
Проблемой реализации принятого в мае 2008 года регионального закона № 238–39 «Об адресной программе Санкт-Петербурга «Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге» озадачились в постоянной депутатской комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам. Как сообщила пресс-служба петербургского Законодательного собрания, парламентская комиссия подготовила проект постановления ЗакСа с обращением к губернатору города. Официальным обоснованием необходимости написать «письмо» главе Смольного стали «многочисленные обращения граждан по вопросу реализации» упомянутого закона. По данным народных избранников, особую тревогу вызывают решения по включенным в Перечень планируемых к развитию застроенных территорий квартала 7–17 Сосновой Поляны, квартала 10 в Колпино и еще одного квартала в Пушкине. Впрочем, есть и другие «горячие точки» на карте города, где намеченная реновация вызывает, скажем так, неоднозначную реакцию жителей означенных в законе и прилегающих территорий. Учитывая все вышесказанное, члены комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам решили предложить губернатору Петербурга Георгию Полтавченко приостановить реализацию адресной программы развития застроенных территорий. В это время районным «спецкомиссиям», созданным в исполнение упомянутого регионального закона, предлагается провести детальный анализ всех проектов планировки, а также иных решений, принятых на основании закона, и внести в них соответствующие изменения. biggrin cool happy
По мнению заместителя председателя постоянной депутатской комиссии Ирины Комоловой, программа реновации не оправдывает заявленную цель, а именно — улучшение жилищных условий всех жителей «перепланируемого» квартала. angry wacko surprised «На практике получается, что кого-то расселяют, а кого-то оставляют», — отмечает депутат ЗакСа.
Кроме того, по данным госпожи Комоловой,в результате реализации тех проектов, что уже озвучены, часть жителей получит уплотненную застройку, при этом скверы и зеленые территории будут уничтожены, surprised cry angry а социальная инфраструктура конкретных кварталов останется на прежнем уровне при возросшей нагрузке на них за счет увеличения количества жителей квартала.
........
Дмитрий Кузьмин
http://novostispb.ru/news/power/2304/

Добавлено (17.10.2012, 07:59)
---------------------------------------------
15 октября, 14:02
Программа реновации: добро с топором
Прокуратура города признала, что реновация хрущевок идет вопреки федеральному закону. yes yes yes ЗАКС.Ру не раз рассказывал о программе реновации хрущевок официальное название — адресная программа "Развитие застроенных территорий"), которая по факту на многих территориях превращается в вульгарную уплотнительную застройку и фактически сталкивает лбами жителей "развиваемого" квартала.
Суть конфликта проста: инвестор, выигравший конкурс на право развития квартала, начинает с того, что требует разрешения на снос скверов и детских площадок. На этом месте он собирается строить новые дома для тех, кого будут переселять из хрущевок. При этом обреченные пойти под топор зеленые зоны зачастую примыкают к домам, которые сноситься не будут. Соответственно, те, кто в них живет, новых квартир не получат — но лишатся привычных мест отдыха для себя и детей. angry
Представить себе реакцию жителей этих домов несложно — и не надо объяснять, почему их отчаянными письмами буквально завалены и депутаты, и чиновники, и городские СМИ. А ведь когда реновация начиналась, жителям торжественно обещали: в результате ее проведения свои условия жизни улучшат все. Теперь выясняется — что не все, а лишь некоторые.
Простой пример: в квартале 2А Ульянки (расположенном вблизи парка "Александрино") из 27 домов под снос идут только 15. Те, кто в них живет, имеют шанс получить новые квартиры. А жители остальных двенадцати в ближайшие годы будут жить на большой стройке, а после ее окончания увидят под своими окнами не скверы, а новые дома.
Подобных примеров множество. Только что городская рабочая группа по зеленым насаждениям дала добро на уничтожение в связи с реновацией еще двух внутриквартальных скверов в Сосновой Поляне — на проспекте Ветеранов, около домов 141 и 143. Протесты жителей никто во внимание не принял. Поддержал снос скверов и представитель муниципального совета "Сосновая Поляна", теоретически обязанный отстаивать интересы выбравших его граждан. Но это теоретически, практика совсем другая… angry angry angry

Добавлено (17.10.2012, 08:07)
---------------------------------------------
Между тем, если бы федеральный закон соблюдался, такие ситуации вообще не могли бы возникнуть. Депутат ЗакСа Борис Вишневский обратился в прокуратуру города, полагая, что реновация проходит с нарушением статьи 46.1 Градостроительного кодекса. А в ней написана простая вещь: в результате реновации на территории, где она проводится, должны быть снесены все дома и все их жители должны получить новые квартиры. Понятно, что в этом случае люди бы не жаловались на потерю старых скверов под окнами. Не сноситься могут только дома, которые уже включены в программу капитального ремонта, но таковых в кварталах реновации нет.
Прокуратура ответила только со второго раза: в первый раз обращение было переправлено вице-губернатору Игорю Метельскому, который, естественно, ответил, что никаких нарушений не видит. Но со второй попытки прокуратуре все-таки пришлось провести проверку. И признать очевидное. biggrin surprised smile
"На территориях, в отношении которых принято решение о развитии, — пишет заместитель прокурора города Игорь Резонов, — расположены не только объекты капитального строительства, упомянутые в ч. 3, 4 ст. 46.1 Градостроительного кодекса РФ (то есть не только те, что подлежат сносу или капитальному ремонту). По данному факту прокуратурой города еще 8.02.2010 г. вносилось представление вице-губернатору Филимонову Р. Е. Однако оспоренные прокуратурой города решения в целом не отменены". smile
Казалось бы, вывод однозначен — в таком виде реновация незаконна. Но ни настаивать на отмене оспоренных еще два с половиной года назад решений, ни делать что-либо еще прокуратура не хочет. И ссылается на то, что соответствие городского закона о развитии застроенных территорий федеральному законодательству подтверждено судебными решениями, принятыми еще в 2009 году.
Такие решения и вправду есть. Но городской закон устанавливает лишь границы кварталов, подлежащих реновации, а не перечень домов, которые идут под снос или не идут. Это устанавливается совсем в других документах, принятых впоследствии исполнительной властью — в решениях о развитии территории, в проектах планировки и межевания кварталов и в планах мероприятий по реновации. Именно эти документы не вписываются в требования Градостроительного кодекса — а их на законность суд не проверял. flower hello fear
В ближайшее время проблемой реновации с учетом результата прокурорской проверки намерена заняться депутатская комиссия по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам. Будет обсуждаться вопрос о пересмотре решений Смольного, касающихся реновации, и приведении их в соответствие с Градостроительным кодексом. В противном случае реновация, задуманная как благое начинание, обернется массовыми социальными конфликтами.

Виктория Работнова
http://www.zaks.ru/new/archive/view/100960

Добавлено (07.12.2012, 20:11)
---------------------------------------------
Депутаты попросили проверить программу сноса хрущевок
Городские парламентарии обратились в Генпрокуратуру РФ с просьбой проверить петербургскую программу реновации. По мнению депутатов, программа сноса хрущевок противоречит нормам Градостроительного кодекса РФ. bye smile wink
Соответствующий проект обращения городского Законодательного Собрания к генеральному прокурору РФ Юрию Чайке 6 декабря был принят Комиссией ЗакС по городскому хозяйству, пишет bn.ru. Как указано в документе, программа развития застроенных территорий города противоречит нормам Градостроительного кодекса РФ. angry wacko angel В частности, на землях, включенных в документ, расположены дома, которые, согласно федеральному законодательству, не подлежат сносу.

В связи с этим парламентарии просят Юрия Чайку проверить законность шести постановлений петербургского правительства и действий городской прокуратуры, angry surprised wacko которая, по мнению депутатов, не разобралась в сложившейся ситуации и не дала ей соответствующей оценки. Проект обращения к генпрокурору РФ будет вынесен на обсуждение ЗакС на ближайших заседаниях.
Напомним, ранее депутаты Законодательного Собрания сообщили о намерении обратиться в прокуратуру Петербурга по поводу программы реновации хрущевок. По их мнению, правоохранительные органы должны потребовать от Смольного откорректировать нормативные акты и проекты планировки и межевания территорий, подготовленные для реализации программы, и привести их в соответствие с Градостроительным кодексом. angry sad yes В середине октября текст обращения был одобрен на заседании Комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам. Как пояснил автор документа Борис Вишневский, граждане жалуются на то, что программа превращается в уплотнительную застройку.
http://restate.ru/material/147856.html

 
Boris5736Дата: Пятница, 31.05.2013, 20:45 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 8
Репутация: 0
Статус: Offline
ЗакС может обратиться к генпрокурору Чайке с просьбой проверить законность «реновации хрущевок»
24 декабря 2012, 22:30
Санкт-Петербург, 24 декабря (Олег Саломатин). Депутаты Законодательного Собрания могут обратиться к генеральному прокурору России Юрию Чайке с просьбой проверить законность постановлений правительства Валентины Матвиенко, касающихся реализации адресной программы «Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге». За данным документом также закрепилось название программы «реновации хрущевок». Как передает корреспондент «БалтИнфо», проект обращения к генпрокурору на рассмотрение коллег внесла постоянная комиссия ЗакСа по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам.
Авторы обращения напоминают, что адресная программа была принята 16 апреля 2008 года. В нее вошли 26 застроенных территорий. При этом инициаторы обращения считают незаконными постановления городского правительства от 26 августа 2008 года и 25 ноября 2009 года, в соответствии с которыми на подлежащих «развитию» застроенных территориях останутся нетронутыми многоквартирные здания, не являющиеся аварийными и не подлежащими сносу. cry surprised sad
Жители этих домов считают, что стали жертвами «уплотнительного строительства». Ранее они неоднократно проводили в Петербурге акции протеста. Их позицию поддерживают и депутаты. Пр их мнению, соответствующие постановления городского правительства противоречат части 5-й статьи 46.1 Градостроительного кодекса. angry angry
При этом депутаты ЗакСа отмечают, что ранее дважды обращались по данному факту в городскую прокуратуру, однако до сих пор не получили оттуда никакого ответа.
В связи с этимнародные избранники намерены попросить генерального прокурора проверить законность постановлений городского правительства и дать оценку действий Прокуратуры Санкт-Петербурга. yes
http://www.baltinfo.ru/2012/12/24/ZakS-mozhet-obratitsya-k-genprokuroru-Chaike-s-prosboi-proverit-zakonnost-renovatcii-khruschevok-326091

Добавлено (15.01.2013, 22:31)
---------------------------------------------
Реновация началась со сквера 14.01.2013 15:36  
     Компания «Реновация-СПб» приступила к застройке квартала 17-7 Сосновой поляны. Улучшение качества жизни петербуржцев началось с вырубки единственного сквера под будущую уплотнительную застройку — на месте зеленой зоны и детской площадки должны появиться три многоэтажки. Инвестор и муниципальные власти объясняют, что все делается по закону, депутаты ЗакСа готовят обращение в Генпрокуратуру, а жители квартала просто в отчаянии смотрят, как лишаются последней зелени.
     Вырубка деревьев в сквере на 2-й Комсомольской улице.................
Рабочие с бензопилами дисциплинированно вышли на работу ровно в девять утра. Когда недоумевающие жители квартала потребовали объяснений, им предъявили порубочный билет, выданный на имя директора проектов ООО «СПб Реновация» Е. А. Буянова. 
     Разрешение на исключение сквера из перечня внутриквартального озеленения и его вырубку выдали муниципальные власти. На заседании рабочей группы по корректировке перечня зеленых насаждений генеральный директор «СПб Реновация» Артур Маркарян заверял, что все деревья будут бережно пересажены и жителям компенсируют утрату сквера, создав взамен новый. Как выясняется теперь, ни о какой пересадке речи не идет — вся зелень вырубается под корень. Не лучше обстоит дело и с новой рекреационной зоной. «Когда мы спросили, где нам теперь гулять с детьми, нам посоветовали ходить через железную дорогу — для нас есть место только там», - жалуются жители.
     «Происходит именно то, о чем мы предупреждали с самого начала, - прокомментировал ситуацию депутат Законодательного собрания Петербурга Борис Вишневский. - Реновация кварталов превращается в обыкновенную уплотнительную застройку, от которой кто-то выиграет, но у остальных людей просто ухудшатся жилищные условия».
     По словам Вишневского, на ближайшем заседании комиссии по городскому хозяйству будет обсуждаться проект обращения в Генеральную прокуратуру о том, что программа реновации в том ее виде, в каком она подготовлена для Санкт-Петербурга, прямо противоречит градостроительному законодательству. «По Градкодексу, в рамках реновации должны быть снесены все здания квартала - именно для того, чтобы улучшение качества жизни одних людей не происходило за счет других, - поясняет он. - В проектах планировки «СПб Реновация» сносятся только часть зданий, для жителей остальных не происходит никаких улучшений — наоборот, они получают уплотниловку».
     «Я обращался с этими вопросами в Смольный, - добавляет депутат. - Но мне ответили, что программа развития застроенных территорий судом признана законной. Я и не спорю, - возмущается он. - Сама программа, безусловно, законна — если она выполняется в том варианте, в каком предусмотрена Градкодексом. Закон нарушается именно на стадии проектов планировки».
     
К слову, жители нескольких кварталов обращались в суды в попытках оспорить утвержденные городскими властями проекты планировки. Но проиграли дела, поскольку суд счел, что сами проекты не могут нарушать ничьих интересов, а противозаконными могут быть признаны только действия застройщика во время строительства. Теперь же, как и следовало ожидать, выясняется, что инвестор действует на полном законном основании — в соответствии с утвержденным проектом планировки.
     
Как уже писала «Фонтанка», по расчетам экспертов после реализации программы развития застроенных террторий в несколько раз возрастет нагрузка на существующие инженерные сети и объекты социальной инфраструктуры. Будет серьезно уменьшена доля зеленых насаждений, причем не только в «реновируемых» кварталах, — во многих случаях застройщик намеревается разместить новые объекты социальной и транспортной инфраструктуры в соседних кварталах в ущерб существующим зеленым насаждениям. Всего в рамках "улучшения качества" жизни горожан должно быть вырублено 19 скверов. 
      Впрочем, в «СПб Реновация» уверены в своей правоте и заверяют, что первые результаты программы жители Петербурга смогут оценить уже в 2013 году. А 9 января 2013 года компания разослала пресс-релиз с сообщением, которое должно было продемонстрировать ее высокую степень ответственности - управлением всеми процессами, связанными с организацией строительно-монтажных работ на объектах, займется германская компания Hochtief, одна из крупнейших в мире фирм, предоставляющих услуги в области проектирования, финансирования, девелопмента и строительства.
     Правда, на сайте Hochtief никакой информации о петербургском партнере обнаружить не удалось, а представители петербургского отделения категорически отказались отвечать на вопросы корреспондента «Фонтанки» о совместной работе с «СПб Реновация».
  
Кира Обухова, «Фонтанка.ру»
http://www.fontanka.ru/2013/01/14/068/

Добавлено (31.05.2013, 20:31)
---------------------------------------------
Выступление С. Н. Никешина на Комиссии по развитию застроенных территорий 27 мая 2013 года
Вопрос 1.
Введение: 
При представлении Доклада о ходе реализации Генерального плана Санкт-Петербурга в 2011 году М.М. Оганесян сообщил, что в своей работе "надо действовать в соответствии с законами". smile yes xmas
В своем выступлении хочу обратить Ваше внимание на то, каким образом "исполняется" Закон Санкт-Петербурга при развитии застроенных территорий в Санкт-Петербурге.

 I. О соблюдении прав граждан и выполнении целей Адресной программы, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 16 апреля 2008 года № 238-39 "Об Адресной программе Санкт-Петербурга "Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге", принятой по инициативе Губернатора Санкт-Петербурга.

Перед принятием указанной Адресной программы она обсуждалась на общественных слушаниях, проведенных в Собрании, в постоянных комиссиях Собрания, а также подробно и всесторонне – на заседаниях Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

Как зафиксировано в стенограммах, во время всех указанных обсуждений А.И. Вахмистров, занимавший пост вице-губернатора Санкт-Петербурга, утверждал: 
- "ни один человек не ухудшит свои жилищные условия. Суть программы предполагает начало нового строительства на этой территории с веерным переселением всех граждан"; 
- "Если проект планировки может даже не касаться всех жителей, то развитие территории касается всех ста процентов живущих здесь людей. Поэтому здесь должен быть особый порядок слушаний"; 
- "Даже после принятия Адресной программы процедура начала развития застроенных территорий может быть только с полного согласия всех проживающих на этих территориях"; 
- "Если какие-то ТСЖ и ЖСК будут против, и это не позволит осуществить развитие всей территории, значит к этой территории мы не будем подходить в ближайшее время"; 
- "Надо заниматься всей территорией, иначе … вы нас толкнете на уплотнительную застройку" (ответ на предложение сносить дома каких-то определенных серий).

 Все указанные гарантии отраженны в целях и задачах Адресной программы, а также в результатах, которых планируется достичь по окончании ее реализации. А именно: 
абз. 2 Адресной программы: улучшение социальных и экономических параметров жилищного фонда в Санкт-Петербурге; 
абз. 7 Адресной программы: соблюдение градостроительных, экологических и санитарных правил и норм жилой застройки в Санкт-Петербурге.

Представляется, что, несмотря на  все данные при принятии Закона об Адресной программе гарантии, депутаты были введены в заблуждение, поскольку сегодня на деле мы видим следующее: 
В Законодательное Собрание Санкт-Петербурга поступает значительное количество жалоб граждан, проживающих на застроенных территориях, в отношении которых приняты решения о развитии. Анализ указанных жалоб позволяет сделать вывод о том, что Адресная программа реализуется не в соответствии с тем, как она была представлена депутатам Собрания.  :yes: 
 
 

Добавлено (31.05.2013, 20:35)
---------------------------------------------
В связи с этим необходимо обратить внимание на следующее: 
1. решение о развитии принималось в отношении всей застроенной территории (сложившегося квартала), однако реновация осуществляется только на ее части: выбраны свободные пятна, которые отданы под застройку, планируются к сносу несколько прилегающих домов и последующее строительство на их территориях. При этом для сохраняемых жилых домов сформированы земельные участки практически по обрезу фундамента (что не обеспечивает эти дома минимально необходимой озелененной территорией, парковочными местами и т.д. в соответствии с Правилами землепользования и застройки). 
Таким образом сохраняемые жилые дома становятся не соответствующими градостроительному регламенту Правил землепользования и застройки и их последующая реконструкция также оказывается невозможной (т.к. реконструкция домов, не соответствующих ПЗЗ, согласно части 9 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ может осуществляться только в целях приведения в соответствие с ПЗЗ). 
Вместе с тем, М.М. Оганесян на мой запрос ответил, что "подготовка документации по планировке территории лишь определяет возможные виды использования территории в рамках ее развития в будущем". 
Однако обращаю Ваше внимание, что категория "возможные видыиспользования" в Градостроительном кодексе отсутствует, и согласно части 1 статьи 41 ГРК "подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях: 
1. обеспечения устойчивого развития территорий (т.е. безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности, рационального использования природных ресурсов – статья 1 Градостроительного кодекса), 
2. выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), 
3. установления границ земельных участков. 
Кроме того, сложившаяся судебная практика утверждает, что документация по планировке территории является нормативным правовым актом, подлежащим обязательному исполнению
Таким образом, приведенная формулировка "о возможных видах использования территории в рамках ее развития в будущем" не соответствует действующему законодательству, очевидна подмена понятия "развитие территорий" на "использование территорий".В качестве примера - обратите внимание на слайд (фото "Карпинского"): 
- сохраняемые жилые дома под номерами 34 и 36 имеют сформированные земельные участки. 
- участок дома 36 поставлен на кадастровый учет в 2010 году и сформирован в соответствии со сложившейся в то время практикой "под обрез фундамента". При подготовке документации по планировке этой застроенной территории никто не предложил жителям переформировать, увеличить земельный участок (что "логично", поскольку свободной территории под застройку и так в обрез). 
- участок дома 34 сформирован в позднее – в 2011 году (и видимо поэтому имеет отступы от фундамента в среднем8 метров), но в проекте планировки также просто учтен. 
Вывод: идет явное нарушение части 1 ст. 41 Градостроительного кодекса, а именно – оказывается невозможным устойчивое развитие данной территории в будущем.
 2. в ряде случаев строительство новых домов осуществляется путем  т.н. "уплотнительной застройки" – на озелененных территориях и благоустроенных дворах между сохраняемыми жилыми домами. 
На приведенном слайде видно: земельный участок, отводимый под застройку между сохраняемыми (не сносимыми) домами 34 и 36 по ул. Карпинского, имеет ширину около30 метров. Застройка этого участка напрямую ухудшит условия проживания в сохраняемых домах 34 и 36. 
3. отдельно необходимо остановиться на том, каким образом проводились публичные слушания по документации по планировке застроенных территорий и каким образом мнения жителей были учтены. 
Возвращаясь к стенограмме заседания Собрания, когда А.И. Вахмистров представлял депутатам Адресную программу, он сказал: "Если проект планировки может даже не касаться всех жителей, то развитие территории касается всех ста процентов живущих здесь людей. Поэтому здесь должен быть особый порядок слушаний". 
Предполагалось, что этот особый порядок будет разработан и утвержден соответствующим нормативным актом. 
Однако, если внимательно посмотреть протоколы общественных слушаний, ознакомиться с материалами фото- и видеофиксации, а также учитывая те обращения граждан, которые имеются в постоянной комиссии, - никакого особого порядка разработано не было, слушания прошли в обычном режиме.

Добавлено (31.05.2013, 20:38)
---------------------------------------------
4. В соответствии с Адресной программой, являющейся приложением к вышеуказанному Закону Санкт-Петербурга, в ходе развития застроенных территорий в Санкт-Петербурге предполагается достижение, в том числе, следующего результата: снижение затрат на поддержание, ремонт и эксплуатацию жилищного фонда в Санкт-Петербурге, повышение эксплуатационных характеристик жилья. 
По вопросу об увеличении бюджетных расходов Санкт-Петербурга при реализации Адресной программы я обращался к Губернатору Санкт-Петербурга, на что Губернатор в своем письме от 9 октября 2012 года сообщил,  что расходы бюджета Санкт-Петербурга увеличены не будут, тем более – в условиях дефицита бюджета. Вместе с тем, ни о какой "санации" раньше речи не шло, и это – новые бюджетные расходы. 
Однако сегодня в повестку дня включен вопрос о необходимости "санации" сохраняемых многоквартирных жилых домов, и, соответственно, о расходах бюджета Санкт-Петербурга на данные цели (вопрос 4 Повестки дня). 
Возникает вопрос о правовых основаниях для проведения "санации" – существует ли какая-либо адресная программа на эту тему? Также представляется, что подобные мероприятия вступают в противоречие с целями и задачами Адресной программы.
 5. Помимо намерения реализовывать Адресную программу в соответствии с Законом Санкт-Петербурга, необходимо обратить внимание на выполнение требования Постановления Правительства Санкт-Петербурга, а именно: 
Согласно положению о Комиссии по развитию застроенных территорий, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга  от 24 июля 2008 года № 904, она должна проводить свои заседания по необходимости, но не реже 1 раза в месяц. Фактически заседания Комиссии проводятся не чаще 1 раза в год. 
По мере того, как инвесторами осуществляются мероприятия по развитию застроенных территорий, растет число жалоб и обращений граждан, чьи права нарушаются, или возникает серьезная угроза их нарушения. 
Представляется, что основные проблемы, содержащиеся в жалобах граждан, необходимо рассматривать на заседаниях Комиссии
По вопросу нарушения вышеуказанного Постановления Правительства Санкт-Петербурга я неоднократно обращался к вице-губернаторам, курировавшим реализацию Адресной программы, а также к Губернатору, однако должного внимания к проблемам граждан не проявляется.
 II. Второй аспект необходимости соблюдения Закона Санкт-Петербурга, на который нужно обратить внимание, это то, что Адресная программа является основанием для обследования территорий, а именно:
В соответствии с абз. 2 статьи 1 Закона об Адресной программе "Адресная программа является только лишь  основанием для проведения в установленном градостроительным, жилищным и земельным законодательством порядке мероприятий по подготовке документации, в том числе о результатах обследования застроенных территорий, необходимой для принятия Правительством Санкт-Петербурга решений о развитии указанных в адресной программе застроенных территорий.". 
Согласно статье 46.1 Градостроительного кодекса РФ развитие застроенных территорий должно осуществляться на основании нормативов градостроительного проектирования, и только при их отсутствии – на основании расчетных показателей обеспечения застроенной территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры. 
Мной неоднократно поднимался вопрос о необходимости скорейшего принятия РНГП; Р.Е. Филимонов, занимавший пост вице-губернатора, неоднократно заявлял, что РНГП будут утверждены до утверждения документации по планировке развиваемых территорий. 
Необходимо отметить, что согласно последнему ответу Губернатора плановый срок представления РНГП на утверждение – апрель 2013 года. Однако май практически закончился, а проект РНГП в Собрание по-прежнему не внесен. 
Поскольку РНГП не разработаны, в целях реализации Адресной программы утверждены расчетные показатели. 
Согласно ответу Губернатора от 9 октября 2012 года расчетные показатели обеспеченности застроенной территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры были утверждены и рассчитаны в документации по планировке застроенных территорий исходя из нормы жилищной обеспеченности, составляющей 35 кв.м. на человека
Фактическое предоставление жилых помещений по договорам социального найма будет осуществляться по нормам предоставления (18 и 33 кв.м.), а также в размере, соответствующем площади квартир, которыми граждане владеют на праве собственности
При обсуждении Доклада о ходе реализации Генерального плана в 2011 году на мой вопрос о сложившемся противоречии, вице-губернатор М.М. Оганесян сказал о 25 кв.м., которые будут приходиться на одного жителя.

Добавлено (31.05.2013, 20:40)
---------------------------------------------
Возникает вопрос: на основании каких нормативных правовых актов сделан расчет в 25 кв.м. жилой площади на человека? 
По моему мнению, для таких случаев как развитие застроенных территорий должен быть: 
1. разработан нормативно-методический документ, определяющий порядок расчета планируемой плотности населения в развиваемых кварталах. 
2. по результатам этого расчета соответствующим нормативно-правовым актом должен быть утвержден целевой показатель жилищной обеспеченности, 
3. показатель жилищной обеспеченности должен быть положен в основу документации по планировке территории. 
На сегодняшний день сложилась ситуация, свидетельствующая о том, что, к моменту окончания реализации программы фактическая плотность населения в кварталах окажется выше запланированной
Указанный факт приведет к недостаточной обеспеченности объектами социального и коммунально-бытового назначения. 
Возникает вопрос – почему при утверждении документации по планировке планируемая плотность населения существенно занижена, и земельные участки предоставляются для строительства жилья в ущерб социальным объектам? 
Представляется, что в будущем недостающие социальные объекты будут построены на озелененных территориях, расположенных на прилегающих кварталах, что повлечет ухудшение условий проживания граждан на тех территориях. 
Уже сейчас на заседаниях Комиссии по подготовке изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга регулярно рассматриваются предложения ООО "Реновация СПб" об изменении функциональных зон в целях строительства объектов транспортной и социальной инфраструктуры в рамках Адресной программы, но на территориях, прилегающих к развиваемым. Таким образом, в соответствии с приведенной нормой Закона Санкт-Петербурга все расчеты и параметры обеспеченности по застроенным территориям должны были быть посчитаны до начала реализации Адресной программы, т.е. как того и требует абзац 2 статьи 1Закона Санкт-Петербурга.
 III. Отдельно хотелось бы остановиться на территориях, на которых уже в настоящее время в максимальной степени проявляются "дефекты" реализации Адресной программы. Это кварталы 2А-2Г района Ульянка, 10 в Колпино, 43 Полюстрово, 1-5 и 7-17 Сосновая Поляна.
По кварталам 2А-2Г района Ульянка
При принятии решения и заключении инвестиционного договора о развитии территории 2А и 2Г Ульянка с ООО "Воин-В" инвестор сознательно ввел в заблуждение и граждан, и Правительство Санкт-Петербурга, утверждая, что построенный им жилой дом по адресу: пр. Ветеранов, д. 75, корп. 4 может быть начальным этапом реновации. 
Однако после включения данного квартала в программу Реновации квартиры в этом доме были выставлены на продажу. 
Инвестором была обозначена проблема невыполнения требования по обеспеченности парковочными местами и в проекте планировке это проблема не была устранена. 
В связи с этим существует реальная угроза уничтожения парка Александрино, прилегающего к кварталам 2А и 2Г, в связи с недостатком парковочных мест на застроенной территории. 
Также необходимо отметить, что в квартале Ульянка 2А-2Г в соответствии с планом реализации мероприятий до 27.06.2013 года нанимателям 5 домовдолжны быть предоставлены жилые помещения в количестве 117 помещений (площадь 7813 кв.м.). 
Вместе с тем, в настоящее время ООО "Воин-В" ведется активная продажа квартир в строящемся доме на указанной территории, а на сайте дана информация о расселении только 1 дома из 5. 
Из ответа М.М. Оганесяна следует, что это информация 4 марта 2013 года "рассмотрена на заседании рабочей группы в Комитете по строительству и принята к сведению". Таким образом, представляется, что необходимых выводов не сделано. 
Представляется, что инвестор не уложится в установленные сроки и не предоставит к нужной дате необходимое количество квартир. 
Необходимо отметить, что установленные в договоре штрафы за нарушение сроков минимальны: 
100 МРОТ за один месяц просрочки = 10 тыс.рублей., в год – порядка 1 млн.200 тыс.руб.
 Все вышеизложенное свидетельствует о том, что существует реальная угроза невыполнения инвестором своих обязательств по передаче жилых помещений и переселению граждан.

Добавлено (31.05.2013, 20:44)
---------------------------------------------
По кварталу 10 в КолпиноУказанный квартал был включен в Адресную программу неправомерно, поскольку почти полностью был расселен за счет средств бюджета Санкт-Петербурга
Возникает вопрос о том, на каком основании квартал 10 в Колпино включен в Адресную программу. 
Как один из вариантов для развития этой территории – она должны быть выставлена на торги, но не в рамках Адресной программы.
По кварталам 43 Полюстрово, 1-5 и 7-17 Сосновая Поляна
 Данные территории в наибольшей степени отражают характер реализации Адресной программы как уплотнительной застройки: по ним поступает наибольшее число обращений граждан о застройке внутриквартальных озелененных территорий, уничтожении детских  и спортивных площадок.
Отдельно необходимо обратить внимание на группу вопросов, связанных с планировкой квартир в строящихся домах, предназначенных для переселения граждан. Однако данный вопрос требует отдельного рассмотрения.
 IV. Выводы и предложения:
1. Приостановить действие Адресной программы (но не прекращать ее действие вовсе). 
2. Разработать соответствующую методику расчета планируемой плотности населения в развиваемых кварталах, согласно которой норматив жилищной обеспеченности будет зафиксирован соответствующим нормативным правовым актом. 
3. Провести расчеты планируемой обеспеченности населения жилыми помещениями, в соответствии с которыми должны быть сделаны расчеты по социальной и инженерной инфраструктуре и отразить результаты этих расчетов в документации по планировке развиваемых территорий. 
4. В соответствии с положением о Комиссии по развитию застроенных территорий, утв. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга  от 24 июля 2008 года № 904, и установленной указанным Положением периодичностью заседаний Комиссии пересмотреть документацию по планировке всех развиваемых территорий на предмет ее соответствия правам и законным интересам граждан, проживающих на развиваемых, а также на смежных территориях, целям и задачам Адресной программы: 
- повышение комфортности проживания и улучшение жилищных условий; 
- минимизация расходов на содержание жилищного фонда; 
- соблюдение градостроительных, экологических и санитарных норм. 
5. В первоочередном порядке провести указанные расчеты и пересмотр документации по планировке в отношении территорий, по которым поступает наибольшее число жалоб граждан: 43 Полюстрово, 1-5 Сосновая Поляна, 7-17 Сосновая Поляна. 
6. Расторгнуть договор о развитии застроенных территорий с ООО "ВОИН-В", возместить инвестору понесенные затраты и изъять построенные жилые помещения для государственных нужд в связи с  введением в заблуждение Правительства Санкт-Петербурга и Депутатов Собрания и наличием реальной угрозы невыполнения инвестором своих обязательство по передаче жилых помещений и переселению граждан. 
7. Исключить квартал 10 в Колпино в связи с несоответствием целям Адресной программы.

Добавлено (31.05.2013, 20:45)
---------------------------------------------
Вопрос 2.
В данном вопросе снова уместно вернуться к выступлению А.И. Вахмистрова, представлявшего Адресную программу в Собрании, заверявшего, что "процедура развития территорий может быть начата только с полного согласия всех проживающих на этих территориях. Если какие-то ТСЖ и ЖСК будут против и это не позволит осуществить развитие всей территории, значит мы не будем подходить к ней в ближайшее время". 
Судя по обращениям граждан, поступающим в Собрание, сегодня есть дома, жители которых не определились относительно участия в программе, но есть и те, которые активно и категорически выступают против реновации. 
Правового механизма чтобы заставить их переселиться в другие дома на сегодняшний день нет, и он вряд ли появится, поэтому полагаю уместным говорить об угрозе, когда после постройки ряда домов на свободных территориях инвесторы столкнутся с невозможностью дальнейшей реализации Адресной программы и просто продадут построенные жилые метры. 
На деле это снова окажется уплотнительной застройкой
Полагаю, избежать такого развития событий возможно, если реализация Адресной программы улучшит условия проживания для большинства граждан, и не ухудшит эти условия ни для кого. Это возможно в первую очередь путем подготовки соответствующей документации по планировке территории в соответствии с рекомендациями, которые были высказаны мной в 1 вопросе. 
Полагаю, что необходимо изменить подход к расселению жилых домов и осуществить серьезную корректировку планов мероприятий по развитию территорий с тем, чтобы минимизировать риск, когда для расселения пяти домов на свободной территории в квартале построено три новых дома, а расселение этих пяти не произойдет, что заставит инвестора продать построенное жилье.
 http://www.nikeshin.ru/rabota/zaks/publikaczii/vyistuplenie-s.-n.-nikeshina-na-gorodskoj-komissii-po-razvitiyu-zastroennyix-territorij.html

 
ЭльдиДата: Четверг, 12.09.2013, 18:20 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Цитата
Судя по обращениям граждан, поступающим в Собрание, сегодня есть дома, жители
которых не определились относительно участия в программе, но есть и те,
которые активно и категорически выступают против реновации.  
А есть те кто активно выступает ЗА. И нас большинство!
 
Форум » О Сосновой Поляне » Реновация квартала 1-5 Сосновая поляна » Программу реновации хрущевок могут заморозить (Программа превращается в банальную уплотнительную застройку)
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz